СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА, КТО И КАК ПРОВОДИТ?
визитка gif.gif

СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА, КТО И КАК ПРОВОДИТ?

Специальная оценка условий труда в 2019

Спецоценка условий труда введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). В первую очередь, ее обязаны были провести предприятия с вредными и опасными условиями труда. А все остальные могли отложить спецоценку до декабря 2018 года. Теперь откладывать некуда. И с 1 января 2019 года спецоценка обязательна для всех. По общему правилу, нужно проводить спецоценку каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет в соответствии с частью 4 статьей 8 Закона № 426-ФЗ. Специальную оценку по общему правилу нужно завершить до 31 декабря 2018 года.

Сроки проведения СОУТ до конца 2018 года

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

Штрафы за СОУТ: КоАП

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Инструкция по проведению спецоценки рабочих мест

  • Издать приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

  • Утвердить перечень рабочих мест для проведения спецоценки условий труда

  • Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

  • Заключить договор на проведение специальной оценки условий труда

  • Передать в организацию, которая проводит спецоценку, необходимые сведения, документы и информацию

  • Утвердить результаты выявления потенциально вредных и опасных производственных факторов

  • Утвердить отчет о проведении спецоценки условий труда

  • Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении спецоценки условий труда

  • Сдать Декларацию соответствия условий труда

  • Разместить результаты спецоценки на сайте компании

  • Ознакомить сотрудников с отчетом о проведении спецоценки

  • Внести данные о спецоценке в отчетность ФСС

  • Внести правки в трудовые договоры с сотрудниками

  • Использовать результаты спецоценки при установлении рабочего времени и предоставлении отпусков 

Пожалуй, каждая организация уже знает, что с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда. Несмотря на осведомленность, организации не спешат проводить эту процедуру, хотя она обязательна абсолютно для всех предприятий, имеющих работников. Штрафы за не проведение спецоценки весьма существенны и могут достигать в 2014 году 50 тыс. руб., а в 2015 году 200 тыс. руб.

Почему организации не спешат проводить у себя спецоценку? Очевидно потому, что не относятся к ней с должной серьезностью. Раньше аттестацию должны были проводить далеко не все работодатели, многие фирмы, не имеющие работников, трудящихся в опасных и вредных условиях, даже не задумывались, что такое аттестация, и нужна ли она им. С начала 2014 года все поменялось, так как исключений теперь нет, все работодатели обязаны провести оценку условий труда своих рабочих мест. В связи с этим изменилась и форма расчета страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование РСВ-1, а также расчет страховых взносов на социальное страхование 4-ФСС.

В новой форме РСВ-1, действующей с начала 2014 года, появился отдельный раздел, посвященный дополнительным взносам на ОПС, установленным на основании спецоценки. Это связано с тем, что для классов «вредный» и «опасный» установливаются дополнительные ставки страховых взносов в размере от 2 до 8%. Порядок заполнения новой формы РСВ-1 разобран в этой статье, по ссылке вы можете скачать бланк и образец заполнения РСВ-1 за полугодие 2014 года. Результаты спецоценки отражаются также в новой форме 4-ФСС, в которой для этого отведен отдельный раздел (ранее в нем отражались данные по аттестации). Заполнение 4-ФСС за полугодие 2014 года разобрано в статье, в которой можно скачать бланк новой формы и образец ее заполнения. Разберемся с некоторыми вопросами, касающимися специальной оценки условий труда: что это, кому это надо, как и когда проводить.

Что такое спецоценка условий труда?

Прежде всего, отметим, что данная процедура была утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ.

Именно этот закон дает определение спецоценке и объясняет, как ее проводить. Спецоценка – единый комплекс последователь осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. Результатом проведения спецоценки является установка классов и подклассов условий труда для разных категорий работников.

Кто должен проводить спецоценку?

Процедура является обязательно абсолютно для всех работодателей без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей с работниками.

ИП без работников, конечно, оценку условий труда не проводят.

Для каких работников не нужно проводить спецоценку – для тех, кто трудится удаленно и надомники.


Когда нужно проводить спецоценку?

По крайней мере, один раз в 5 лет. Если рабочее место уже аттестовано было ранее, то спецоценку этого рабочего места можно провести через 5 лет после даты проведения аттестации. Также данная процедура может быть проведена внепланово, случаи, когда такое необходимо, перечислены в ст.17 указанного выше закона.


Когда внеплановая спецоценка необходима:

Если на предприятии появляется новое рабочее место,

Если трудовой инспекцией она будет назначена,

При изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов,

Если произошел несчастный случай или профзаболевание,

По инициативе профсоюза.

Если наблюдается хотя бы одно из вышеуказанных условий, то в течение шести месяцев должна быть проведена специальная оценка.


Как проводится спецоценка?

Так же, как и в случае аттестации, создается комиссия из представителей работодателя и сторонних специалистов по проведению процедуры проверки рабочих мест. Комиссия проверяет рабочие места, выявляет те из них, на которых обнаружены опасные или вредные условия труда, и устанавливает для каждого рабочего места соответствующий класс условий труда. Рабочие места, на которых выявлены опасные или вредные условий труда, отражаются в форме РСВ-1, для них устанавливаются дополнительные взносы в ПФР. Рабочие места, на которых не выявлены такие условия труда, отражаются в отдельной декларации, называемой декларацией соответствия условий труда требованиям охраны труда. Подробнее об этой декларации читайте в этой статье, где можно скачать бланк декларации соответствия и образец заполнения. Для рабочего места может быть установлено один из 4-х классов условий труда.


4 класса условий труда:

Оптимальный (подкласс 1, ставка дополнительного тарифа в ПФР – 0%);

Допустимый (подкласс 2, ставка дополнительного тарифа в ПФР – 0%);

Вредный (имеет 4 подкласса: 3.1 – ставка 2%, 3.2 – ставка 4%, 3.3 – ставка 6%, 3.4 – ставка 7%);

Опасный (подкласс 4, ставка 8%).

Результаты спецоценки отражаются комиссией в отчете, форма которого должна быть утверждена Минтруда России. Каждый работник знакомится с данным документом и ставит свою подпись.


Ответственность при не проведении спецоценки:

Если в 2014 году не будет проведена спецоценка и в течение предшествующих 5-ти лет аттестация также не проводилась, то организации может грозить административная ответственность, согласно ст.5.27 КоАП РФ. Штраф за не проведение специально оценки условий труда для организаций составляет от 30 до 50 тыс.руб., для ИП от 1 до 5 тыс.руб. Штраф может быть заменен на приостановку деятельности на срок 90 дней. Указанные штрафы действуют в 2014 году, в 2015 они существенно возрастут, для организаций до 200 тыс. руб., для ИП до 40 тыс.руб.

На ком лежит ответственность за технику безопасности?

Ст.74 ТК-РФ с комментариями 2018 – условия труда

Спецоценка условий труда, кто и как проводит?

Социальное страхование на производстве

СНиП 12-03-2001/12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

Статья 11. Государственное управление охраной труда

Статья 12. Служба охраны труда в организации

Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда

Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда

Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 20. Государственный надзор и контроль

Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона